Лучшие частные гиды с 2004
Более 970 русскоязычных гидов в 1015 городах мира! Путешествуйте с нами.
Подобрать тур

Музей изящных искусств Брюсселя

Ценителям искусства в Брюсселе

Стоимость тура : €100-150 Продолжительность тура : 2-4 часа Языки: Русский, Французский, Английский, Фламандский, Испанский, Португальский Бразилии

Я хочу представить Вам необычный по происхождению музей — Королевские музеи изящных искусств Брюсселя.

Вы же понимаете, что побывать в Брюсселе, где жил и творил Питер Брейгель старший, побывать во Фландрии, где жили и творили Якоб Иорданс, Антон Ван Дейк, Рубенс и не зайти в самый богатый музей страны было бы, по крайней мере, неразумно?

Одна из богатейших в мире коллекций старых фламандцев, когда еще представиться случай ее посмотреть?

Можно ли упустить уникальный шанс?????

Многие музеи начинались как королевские коллекции, перед тем как стать национальными музеями, а брюссельский музей изящных искусств прошел обратный путь.

В 1794 году Южные Нидерланды из австрийских владений стали частью Французской сначала республики, затем Империи.

Брюссель стал главным городом департамента Диль.

Вы, наверное, знаете, что французская республика, чтобы поскорее изгнать из памяти воспоминание о феодальном делении страны, назвала департаменты по именам рек или других географических объектов.

В каждом главном городе департамента полагалось иметь постоянную выставку или музей для приобщения граждан к прекрасному и обеспечения художников примерами для подражания.

В Брюсселе такой выставки не было и не было коллекции, способной лечь в ее основу, ведь Брюссель никогда, начиная с 15 века, не был постоянной столицей никакого монарха.

Итак, первую выставку, Национальную выставку изящных искусств, будущий брюссельский музей изящных искусств создали французы.

Но не надо думать, что для этого они разграбили Лувр.

Они разграбили, но не Лувр, а церкви, монастыри и дома гильдий самих Южных Нидерландов. Вы знаете, что большинство монастырей и их имущество были национализированы.

Наиболее ценные произведения искусства были отправлены в Лувр. Те примерно 1500 произведений, которые Франция отклонила, остались в Брюсселе и легли в основу выставки.

Вначале она находилась в бывшем дворце Карла Лотарингского и состояла из примерно ста картин.

В 1802 году значительное число картин, в том числе 4 картины Рубенса, были отправлены, согласно декрету Наполеона, в Брюссель. С этого момента можно говорить уже о музее изящных искусств в Брюсселе.

После победы над Наполеоном еще около ста произведений было прислано из Лувра, но и до сих пор многие картины, вывезенные в наполеоновское время из Бельгии, находятся во Франции.

Когда в 1831 году было образовано Бельгийское королевство, все национальные достояния стали собственностью короны и брюссельский музей изящных искусств из национального музея стал королевским.

Музей позволяет понять:

  • как из богописи, то есть иллюстрации Библии, постепенно рождается живопись
  • почему живопись в наших землях успешно развивается в 15–17 веках, а до того и после — нет
  • как система гильдий влияла на всю жизнь общества, в том числе на искусство
  • чем занимался художник, кроме написания картин и кто были его заказчики

Мне больше всего нравится показывать бургундский период, то есть картины старых фламандцев. Почему в этот период так активно развивается живопись в наших местах?

Кто и почему заказывал картины старых фламандцев?

Существование Бургундского герцогства было неразрывно связано с искусством.

Герцогский двор и его аристократическое окружение удовлетворяют свою тягу к прекрасному и тешут свою гордыню, заказывая предметы из драгоценных металлов — посуду, кубки, короны, ювелирные изделия и гобелены — самые дорогие произведения искусства того времени.

Появляющийся класс богатой буржуазии — герцогские чиновники, торговцы и банкиры, нередко иностранного происхождения, также хотели продемонстрировать свое богатство и выразить свое мировосприятие.

Изделий из драгоценных металлов сохранилось, относительно произведенного количества, сравнительно немного. В определенный момент их рассматривали лишь как кусок золота или серебра и переплавляли. Гобеленов — чуть больше, хотя и их резали и использовали иногда как половики.

Остались картины — на досках и на полотне. Кто же их заказывал и почему?

В 15 веке, с 1425 по 1475 годы, картины на досках в 2 раза чаще заказывались художникам буржуазией, чем аристократией. При этом большинство аристократических заказов составляли портреты — нужно было сохранить и подчеркнуть непрерывность своего рода (вспомните, как важны были генеалогические деревья). Например, герцог Филипп Добрый заказал Яну Ван Эйку всего одну картину — портрет своей невесты Изабеллы Португальской. А все остальные заказы герцога, величайшему, как мы теперь считаем, живописцу, касались росписи орнаментов для украшения банкетных залов, украшения триумфальных карет или арок. Вспомните, что и в 17 веке великий для нас живописец Рубенс значительную часть времени проводил за украшением триумфальных арок и подготовкой кортежей.

Аристократия не особенно нуждалась в живописи. А вот около сотни высших чиновников, помогавших герцогу управлять его имуществом, хотели показать если не благородство происхождения, которого у них, сыновей буржуа, не было, то хотя бы богатство! Тем более что, как и у многих современных чиновников, их положение было зыбким и зависело от милости герцога, а завистников хватало — и среди буржуа, на которых они сами смотрели свысока, и среди аристократии, которые их считали выскочками.

Еще одна параллель с современным обществом — функционеры нередко были бывшими или продолжавшими свою деятельность торговцами или банкирами, которые, оказав ту или иную помощь герцогу, получали выгодное место. Другое дело, что их финансовая помощь нередко касалась покупки произведений искусства для герцога, а не суперавтомобиля для его любовницы, но это уж особенность Бургундского двора.

Не имея денег или, чаще, не рискуя в открытую покупать для себя гобелены, изделия из драгоценных камней или манускрипты, как делали аристократы, они заказывали картины, которые давали им иллюзию признания их богатства и престижа.

Аристократы, в отличие от буржуа, не нуждались в картинах, чтобы рассказать историю своей жизни или свои идеи — для этого у них были манускрипты и гобелены.

Ну, а сами картины и пояснения к ним- уже в музее!

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €100-150
Продолжительность тура: 2-4 часа
Человек в группе: 1-8 человек
Языки: Русский, Французский, Английский, Фламандский, Испанский, Португальский Бразилии
Стоимость тура включает:
Трансфер :НЕТ
Встреча в отеле:НЕТ
Доставка в отель :НЕТ
Транспорт :НЕТ
Еда и напитки :НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк...) :НЕТ
Услуги переводчика :НЕТ
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов :НЕТ
Визовая поддержка :НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура :НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : НЕТ
Стоимость тура может быть изменена :НЕТ